Очень много говорится о том, что для достижения успеха, нужно иметь цель. Но не так много говорят о правильности постановки целей. Цель – это ориентир, который должен указывать путь, словно луч света в темном царстве. Если ваш луч слишком рассеянный, вы не сможете увидеть верный путь, а если слишком узкий – потеряете возможности. Поэтому для определения верности целей, психологи разработали критерий SMART, которому должна отвечать каждая уважающая себя цель.
Что такое SMART цель?
Начнем с названия. Почему именно SMART? А все дело в том, что следуя этой концепции, мы должны сделать цель:
- Specific (конкретной)
- Measurable (измеримой)
- Attainable (достижимой)
- Relevant (уместной)
- Time-bound (ограниченность во времени)
Из первых букв слов и собирается название SMART. Теперь рассмотрим на конкретных примерах – как же составить SMART-цель.
Первый критерий: конкретность
Конкретность позволяет вам разобраться в том, чего именно вы хотите. Мы уже разбирали недавно, что «научиться рисовать» - это весьма размытая цель, которая не может считаться целью вовсе. Точно также как «увеличить продажи» или «поехать в путешествие». Вы должны четко понимать, что вы хотите. Научиться рисовать так же, как любимый художник? Увеличить продажи в два раза? Съездить в Париж? Выбирайте четко.
Второй критерий: измеримость
Здесь впору вспомнить рекламу, в которой настырный продавец задавал очень четкий и понятный вопрос: «Сколько вешать в граммах?». Вам нужно определиться – в каких граммах вы будете измерять, насколько вы достигли цели? Причем если вы хотите много путешествовать, тут можно выделить количество поездок. Например, посетить 10 разных стран в течение года. Ну а если вы учитесь рисовать, значит, вам нужен эталонный показатель – например, рисунок соседа, который вы сможете на 100% повторить и посчитаете цель достигнутой.
Третий критерий: достижимость
Данный критерий определяет, насколько реально для вас достигнуть поставленной цели. Хотите построить ракету за три дня? Не выйдет. И вы это понимаете. Не нужно ставить такой цели. Вы должны выбирать цели, которые вы можете достигнуть, потому что у вас есть необходимые знания и ресурсы. Относитесь серьезно к этому критерию, так как каждый проигрыш незаметно влияет на вас, превращая вас в итоге в неудачника! Сразу определите действия или ресурсы, которые вам потребуются, и, если их нет, сначала задайтесь целью их получить.
Четвертый критерий: уместность
Этот критерий чем-то перекликается с предыдущим критерием, однако лишь перекликается. Когда вы работаете с целью, вам важно проверить, действительно ли действия, которые вы собираетесь предпринять, приведут к результату, который вы хотите получить. Здесь же можно задаться вопросам, нет ли варианта поведения лучше, чем вы избрали сейчас? Возможно, вам стоит пересмотреть цель и средства её достижения, если вы не достаточно уверены.
Пятый критерий: ограниченность во времени
Чем четче вы установите себе срок исполнения цели, тем больше шанс, что вы выполните все, что нужно.
Цели SMART удобны и интересны, но обратите внимание, что они уместны далеко не всегда. Если вы чувствуете, что планирование превращается в бессмысленную попытку засунуть нужную идею в рамки SMART, попробуйте воспользоваться другой технологией постановки цели.
Написать комментарий